Вайшнавизм

Определение Вайшнавизма, происхождение

Вайшнавизм — это и есть Санатана Дхарма или высший путь познания вечного Бога. Это путь предания себя Господу Вишну. Практика Вайшнавизма, в особенности концепции бхакти и прапатти, базируются на таких священных текстах, как «Вишну-пурана», «Бхагавата-пурана», «Бхагавадгита», «Падма Пурана» и «Ади Вишну Пурана». Именно они являются основными источниками знания в Вайшнавизме. Опора на общие источники, такие как Веды, Упанишады, Пураны и другие, показывают связь с древним высшим знанием, которое получила Индия в наследие от Ариев.

Слово «Вайшнавизм» образовано путём прибавления суффикса «изм» к санскритскому слову «Вишну», которое означает «всеобъемлющий, всепроникающий» — имя Господа Вишну. Преданных Господа Вишну называют Вайшнавами — это «те, кто принадлежат Вишну».

Вайшнавизм включает такие аспекты, как поклонение Шри Маха Вишну (упасана), принятие прибежища у Господа Вишну (шаранагати), приверженность ненасилию (ахимсе), вегетарианству и альтруизму.

Вайшнавизм является основной традицией широкой ведической духовной культуре, которая в свою очередь является одним из самых многочисленных и древних учений во всём мире. В отличие от некоторых ведических традиций, Вайшнавы считают, что конечная реальность является личностью. Таким образом, они понимают, что Богом является Высший Всесильный Господь Вишну, имеющую форму; все живые существа — бессмертные; и все наши проблемы из-за того, что мы потеряли связь с Господом.

В нашем понимании Вайшнавизм — это не религия, а всеобщий вечный закон («санатана-дхарма»). Другими словами, разные религии не считаются конкурирующими, а всего лишь имеющими другую описательную форму. В их основе лежат одни и те же убеждения, касающиеся Господа и Его природы, человеческой души, взаимоотношения между Богом и душой, а также пути освобождения или спасения души.

Корни Вайшнавизма уходят в поздний ведийский период, VI—V века до н. э., когда Арии, исповедовавшие Веды, мигрировали в Древнюю Индию. Он породил богатую философскую литературу на санскрите и индийских языках, а также обогатил культуру в музыке, танце, скульптуре и архитектуре. Вайшнавизм получил название «бхакти» — преданное служение, исполненное любви. Бхакти в смысле исключительной преданности Господу Маха Вишну. В V—II веках до н. э. произошло собрание всей ведической литературы, которая помогала глубже изучать Вайшнавскую философию и практику поклонение Господу Вишну.

Начиная с V—VI веков, большую популярность приобрели гимны альваров, Вайшнавских поэтов, погружённых в любовь к Господу Маха Вишну. Традиция Вайшнавизма насчитывает двенадцать альваров. Они вошли в историю, как авторы прекрасных гимнов, которые приобрели огромную популярность. Их гимны объединены их собирателем Натхамуни в сборник под названием «Дивья-прабандха», насчитывающий более четырёх тысяч гимнов. Его называют «Вайшнава-ведой» или «Дравида-ведой». Одного из альваров, Наммальвара, можно назвать теологом и философом. Среди них значится одна преданная Господа Вишну по имени Андал, которой поклоняются не только как живому воплощению бхакти, но и как Божественной ипостаси Лакшми, супруги Господа Вишну. Мировоззрение альваров отличалось терпимостью и любовью ко всем людям, не разделяя людей ни на какие группы. Альвары проповедовали, что единственным качеством человека, делающим его достойным приблизиться к Господу Вишну, является преданность (прапатти).

После альваров появились первые учителя вайшнавизма (ачарьи), первым среди которых почитается собиратель гимнов альваров Натхамуни. С него начинается линия передачи духовных знаний от учителя к ученику в великой традиции Вайшнавизма.

Письменные источники Вайшнавизма

Главными источниками Вайшнавского Богословия выступают пураны и самхиты (собрания гимнов, молитв и мантр), исходящие из Вед. Среди пуран наиболее почитаемой в Вайшнавизме является «Ади Вишну-пурана», датируемая V веком. Для Вайшнавов «Ади Вишну-пурана», является священным, основополагающим текстом. Это произведение описывает создание Господом Вишну Вселенной при посредничестве Брахмы, а также Божественные изречения и откровения Шри Вишну. Там описывается история прихода Шри Маха Вишну на Землю и проявление на ней Его Вайкунтхи. Роль Господа Вишну как спасителя мира и Его преданных хорошо проиллюстрирована в ряде историй, таких как сюжеты с Прахладой и Дхрувой. Вишну в образе Нарасимхи спасает Прахладу от отца-демона, что также показывает, что Он даёт защиту Своим преданным от всех напастей и зла.

Вайшнавизм признаёт священные тексты (упанишады, брахма-сутры и «Бхагавад Гиту» и другие) как первичные писания. Это обеспечивает возможность духовного познания путём изучения священных текстов. В то же время Вайшнавизм допускает индивидуальное восприятие, логические выводы и лингвистическую связь как инструментов интеллектуального познания. Однако, с точки зрения результатов познания (достижения Бога), изучение священных текстов и умозаключения не могут помочь обрести Бога. Вайшнавизм отдаёт предпочтение личной духовной практике, прежде всего бхакти и прапатти.

Европейская наука обратила внимание на Вайшнавизм в конце XVIII — начале XIX века. Английский основоположник индологии, филолог Уильям Джонс (1746—1794) открыл для европейцев некоторые величайшие Вайшнавские тексты, в частности, поэму «Гита Говинда», хотя ещё в 1769 году иезуиты перевели «Бхагавата-пурану» на французский. Первый русский индолог, живший в Индии, Герасим Лебедев (1749—1817), внёс свой вклад в изучение Вайшнавизма. В 1815 году он выполнил второй в Европе, после английского, перевод с санскрита на русский популярного Вайшнавского гимна VIII века «Бхаджа-говиндам (Мохамудгара)».

Переводчик «Махабхараты» С. Л. Невелева (род. 1937) обратилась к реконструкции наиболее архаичных пластов Вайшнавской литературы .

К идейному наследию тамильских альваров впервые обратился философ А. М. Пятигорский (1929—2009), в дальнейшем эмигрировавший из СССР. Позднее тамильскую лирику изучал А. М. Дубянский (род. 1941). Серия работ о Вайшнавизме принадлежит Р. В. Псху и Н. А. Сафиной

Господь Вишну и Его формы

Господь Вишну является Царём, Королём как таковым. Все остальные проявления Богов или существ являются только подчинёнными энергиями или экспансиями высшего Господа Маха Вишну.

Так Шри Вишну в Кали Югу проявляет Себя через изображение или мурти, которое любят почитают и которому поклоняются. Приходя на Землю лично для восстановления дхармы, Шри Вишну может взаимодействовать с человечеством напрямую.Так по просьбе матери Земли Шри Вишну нисходил лично на Землю, и Его тогда называли Рама и Кришна. В разных Божественных формах один и тот же Господь Вишну пребывает в храмах в наше время. Это и Ранганатха в Шри Рангаме, и Венкатарамана в Тирупати, и Падманабха в Тривандруме, Ади Кешава в Тирувитару. Храмов Вишну, где один единый Маха Вишну пребывает во всех этих мурти великое множество. Он имеет разные имена и разные формы: двурукий, многорукий, возлежащей. Но во всех этих формах проявлен один единственный Господь Вишну.

Господь Шри Вишну является Высшей реальностью (или Брахманом). Однако Высшая реальность может проявляться как обезличенная реальность, как душа Вселенной и как проявленный Бог (в определённом человеческом облике ).

В первозданной форме Маха Вишну дремлет на свернувшемся в кольца тысячеголовом змее Ананта-Шеше, который покоится в водах причинного океана. На самом деле, это образ Господа Шри Вишну на самой Вайкунтхе, в Его вечном мире, который Он создал для Себя и всех, кто пребывает рядом с Ним. Но древние мудрецы решили показать вечную Вайкунтху через образ возлежащего на океане Господа Вишну. Это показывает, что Он находится в блаженстве в Своём исконном мире и наслаждается. Сама же Вайкунтха выглядит не как океан и возлежащий Господь. Мудрецам Он показался в такой форме потому, что даже они не могли лицезреть Его прекрасные игры в Его удивительном мире на Вайкунтхе, так как смотрели на это видение данное Господом, находясь на Земле.

Но на Вайкунтхе, Господь предстаёт восседающим на прекрасном розовом лотосе, в окружении бесконечно прекрасного мира, который виден только для тех, кто вошёл в этот восхитительный план. Вишну окружён Своими вечными спутниками: Гарудой, Вишваксеной, мудрецами-риши; рядом с Ним восседает прекрасная Лакшми, Богиня счастья и процветания. Она является идеалом жены, женщины и воплощением красоты, успеха и богатства. Её также называют такими именами, как Шри (Благая), Камала (Лотос), Индира (Очаровательная), Бху (Счастливая), Сарасвати (Красноречивая), Шанти (Спокойная) и т. д. Лакшми бесконечно предана мужу, никогда с ним не разлучается, сопровождает его в земных приключениях. На Земле Лакшми была под именами Сита, Радха, Рукмини, Сатьябхама, Андал и Аламелу.

Вишну нисходит на Землю лично с Вайкунтхи. Он приходит для восстановления дхармы (праведности), когда возникает угроза миру, и чтобы показать путь к Себе на Вайкунтху. Первыми четырьмя приходами Шри Вишну являются Матсья (рыба), Курма (черепаха), Вараха (вепрь) и Нарасимха (человек-лев). «Агни-пурана» повествует, что в рыбу Господь превратился для спасения праведника Ману, который в последующем стал отцом человечества. Черепахой Шри Вишну явился в мир для того, чтобы побудить Богов и демонов пахтать Молочный океан и получить из него напиток бессмертия — амриту. «Махабхарата» и «Рамаяна» описывают приходы Господа Вишну на Землю под Его именами Кришна и Рама. В «Агни-пуране» также предрекается приход Господа Вишну под именем Калки, который изображается как всадник на коне с мечом в руке. Он придёт в этот мир, чтобы возродить исчезнувшую мировую гармонию.

У Господа Вишну бесконечное количество имён. Все они являются синонимами имени Шри Вишну и несут в себе все виды благоприятных качеств, несмотря на варианты их перевода с санскрита. «Ади Вишну пурана» говорит: «Так в имени Вишну содержится вся сила, могущество, любовь, красота, сладость, счастье и абсолютное блаженство, так и в других Его именах таких как: Нараяна, Нарасимха, Кама, Рама, Кришна, Говинда, Мадхусудана, Ранганатха, Сарвешвара и других содержатся все качества от мадхурьи до айшварьи (от любви до великолепия и величия)». В разные приходы Его на Землю все называли Шри Маха Вишну по-разному, но во всех этих именах была проявлена вся суть имени Вишну и лично Он Сам.

Вишну обладает бесконечными и разнообразными атрибутами, которые описываются в священных текстах. Обретение Бога и союз с Ним выступает конечной целью жизни. Человеческие души — это части Вишну, хотя и обладающие индивидуальностью и собственным сознанием. Все незримые и материальные феномены едины с Шри Вишну, и в то же время отличные от Него.

Цель жизни, освобождение и практики

Для освобождения или спасения души необходимо выполнение определенных вспомогательных действий (джняна-йога и карма-йога), однако конечный результат зависит от обретения любви к Господу Вишну (бхакти), принятия в Нём прибежища (шаранагати) и предания себя Его милости (прапатти). Обусловленные души находятся под влиянием иллюзорной материальной энергии Шри Вишну, называемой «майей». Она не позволяет осознавать и воспринимать Господа Вишну, а также уводит с пути освобождения к временным материальным удовольствиям.

Высший и прямой путь освобождения или спасения души состоит в бхакти-йоге. Считается, что при должном применении, она может заменить все остальные практики (йогу, медитацию, изучение священных писаний, следование нормам праведного поведения). Содержание бхакти-йоги раскрывается в важных произведениях: «Бхагавата-пурана», «Бхагавадгита», «Вишну-пурана» и «Ади Вишну пурана». К основным практикам относятся воспевание имени Господа Вишну и памятование о Нём, культивирование личных отношений с Шри Вишну, выполнение для Него всех действий, служение образу Господа Вишну, включая поклонение в храме или доме. Чистая и необусловленная любовь к Господу Вишну, не зависящая от плодов бхакти-йоги, считается самой ценной и конечным результатом духовной практики.

Поклонение Господу Вишну — это основа Вайшнавизма. Образ Шри Вишну представлен хранителем Вселенной и защитником. Его изображают прекрасным четырёхруким юношей с тёмно-синей кожей, одетым в жёлтые одежды, с многочисленными драгоценностями и удивительными предметами, которые Он держит в руках.

«Гаджендра-мокша» — символическая история в Вайшнавизме об освобождении слона, воззвавшего к Господу Вишну, от земных страданий: слон — душа, крокодил — грехи, озеро — сансара.

Вайшнавы осознают бессмертие души, высшей целью человеческой жизни считается её освобождение (мокша). Душа страдает под влиянием невежества, заблуждений, привязанности к материальным благам, которые возникают в силу иллюзии (майя). Обусловленная (неосвобождённая) душа будет подвергаться бесконечным циклам рождения и смерти в человеческом (или животном) теле. Освобождение возможно, когда душа осознает свою чисто духовную природу и союз с Господом Вишну на Вайкунтхе. В Вайшнавизме освобождение подразумевает сохранение индивидуальности и частичной двойственности. Для освобождения характерна вечная жизнь в блаженстве (ананде) служения Господу Вишну в трансцендентном мире Вайкунтхи, и обретение состояния нахождения своего сознания на Вайкунтхе уже при жизни на Земле. Господь Вишну настолько милостив, что уже при жизни забирает душу к себе на Вайкунтха локу, оставив лишь небольшую часть Его в теле, чтобы преданная душа насладилась остатками жизни на Земле, частично пребывая с Ним на Вайкунтхе.

Самым главным путём к союзу с Господом Вишну служит бхакти-марга — путь любви, преданности и предания себя на милость Богу. В Вайшнавизме предпочтение отдаётся этому пути, прежде всего бхакти. Он сравнительно более лёгкий и с бoльшим шансом на успех. Кроме того, путь бхакти доступен всем, вне зависимости от социального статуса, богатства, образования и интеллекта. В практику бхакти входит повторение или воспевание имён Вишну (джапа, бхаджан или киртан), медитация на Его форму (дхарана) и поклонение мурти Вишну (пуджа). Правила поклонения мурти Вишну основываются на текстах «Панчаратры» и различных самхитах.

Практика Вайшнавизма

Практика Вайшнавизма чрезвычайно разнообразна. Это и ежедневная пуджа, джапа, киртаны и бхаджаны, встреча с другими преданными Вайшнавами, посещение святых храмов Господа Вишну, ягьи в честь Шри Вишну, танцы и пение. Также она заключена в поклонении Вишну перед рождением ребёнка и в наречении ребёнка одним из имён Господа Маха Вишну. Практика Вайшнавизма сопровождает и период взросления, учёбы, свадьбы, дней рождения и уход из этого мира.

Посвящение

Молодые или начинающие Вайшнавы могут получить духовное посвящение или инициацию (дикша) от духовного учителя (ачарьи). Ачарья ставит отпечаток Сударшаны (диска Шри Вишну) и Панчанджаньи (раковины) на плечах. Важен и обряд «самашраяна». Праппана (кандидат) проходит через очистительную церемонию, после которой на теле бхакта прижигаются Сударшана (чакра) и Панчанджанья (раковина) Господа Вишну. В Вайшнавизме ритуал проводится только один раз в жизни во время инициации, когда учитель посвящает ученика в мантру. Металлический отпечаток с изображением атрибутов Шри Вишну нагреваются на углях в ходе хомы (яджны). Затем ими прижигают плечи, после чего на коже остается узор . Этот ритуал оказывает положительное влияние на нервную систему , активизирует чакры, но самое главное — он демонстрирует Господу Вишну способность к полному преданию себя Ему на всю жизнь .

Дикша предваряет вхождение в большую семью Вайшнавов, а также жизнь преданного и практикующего бхакти. Это очень важный шаг — получение посвящения подразумевает пожизненную преданность Господу Шри Вишну. Обычно посвящение состоит из ряда ритуалов, в частности, полный разбор жизни посвященного, символическая самокремация, получение нового имени и передача великой мантры. Ачарья остаётся навсегда с теми, кому делал посвящение.

Учитель занимается обучением учеников Вайшнавской философии и практике, а также выступает личным примером для подражания. В ряде традиций любовь учителя позволяет обрести освобождение. Как отмечалось, ученик получает определённую мантру, которую он должен повторять, как про себя, так и вслух, для сосредоточения ума на образе Шри Маха Вишну. Повторение мантры «Ом Маха Вишнуве Намаха» называется «джапа». Мантра часто воспроизводится с использованием чёток (малы), которые у Вайшнавов сделаны из дерева Туласи. Считается, что в ходе повторения имени Бога ум преданного соединяется с Вишну и первый ещё больше осознаёт себя пребывающим рядом с Ним на Шри Вайкунтхе уже при жизни в теле и со временем обретает глубокий союз с Господом Маха Вишну.

Практика Вайшнавизма не предполагает исключительных обрядов посвящения. Вайшнавом может стать каждый, разделяющий принципы Вайшнавизма — вера в Господа Вишну, освобождение души как конечная цель жизни, уважение к священным текстам, ненасилие и религиозная терпимость, понимание существования реинкарнации, вегетарианство, культивирование любви и преданности к Господу Вишну . Вайшнавизм перестал ограничиваться этническими группами. Большое число людей стали называть себя Вайшнавами в США, Канаде, Великобритании (в основном в бывших британских доминионах) и в других странах, включая Россию и сопредельные государства.

Упасана

Поклонение («упасана») состоит из большого числа практик, включая яджну и пуджу. В ведийские времена главной формой поклонения Шри Вишну была яджна. Поклонение представлено в основном подношениями или дарами Шри Вишну. Это могут быть цветы, фрукты и благовония. Их предлагают как в формальной ритуальной, так и неформальной личной обстановке. «Упасаной» стали называть не только все внешние формы ритуального поклонения, но и внутренние действия, например, медитацию или прапатти. Между формами поклонения существуют различия. Часть из них являются обязательными (нитья), часть — необязательными (наймиттика).

Храмовое поклонение

Мурти Маха Вишну устанавливаются как в храмах, так и дома. Храмы обслуживает большое число преданных Господа, включая не только браминов, но и вспомогательный персонал — садовников, музыкантов, танцоров, поваров, уборщиков, художников, артистов. В частности, повара готовят прасад для раздачи его посетителям после предложения Господу, музыканты играют на традиционных инструментах, а артисты поют гимны Господу. Согласно традиции за крупные храмовые комплексы отвечает несколько состоятельных семей или Вайшнавская община, в обязанности которых входят содержание храма, браминов и храмовое служение. Семейная ответственность передаётся из поколения в поколение.

Храмы проектируются согласно правилам, заложенным в Агамах. На Земле они должны олицетворять Вайкунтху со всеми необходимыми атрибутами и жителями мира Вишну. В храмах предусмотрены приделы, или небольшие святилища, в честь других Богов или спутников Вишну — например, малым или вспомогательным мурти Господа, Его супруги Лакшми, Вишваксене, Гаруде, небожителям.

В храмах пуджи совершаются шесть раз в день. Их цель состоит в продвижении Вайшнава по пути освобождения (мокша). Прежде чем начать Богослужение, брамины сначала отождествляют себя с Высшей сущностью, затем приглашают Вишну войти в священное изображение, или мурти. Упорядоченная последовательность действий, совершаемых по время служения, регламентирована и называется «упачара» («услуга» или «вежливость»). Обряды многочисленны и воспроизводят придворные ритуалы. Господа приветствуют, предлагают трон (место для восседания), воду для омовения рук и ног, купают или осыпают цветами, одевают в одежду, цветочные гирлянды, предлагают благовония, ароматические масла, цветы, воду для питья, освящают горящей лампой, простираются (поклон), совершают ритуальный обход вокруг Божества.

Пуджа является одновременно актом преданности поклоняющегося Господу Вишну и способом обретения Его милости (благословения). Ежедневная домашняя пуджа представляет собой сокращённую версию грандиозной церемонии, проводимой в храмах, особенно в праздничные дни. Церемониальное служение Вишну в храмах на порядок сложнее, чем в домашних условиях. Брахман или пуджари должен следовать правилам и рекомендациям, изложенным в текстах Агамы.

В особые фестивальные дни мурти вывозится из храма для участия в многолюдной процессии по городу. Крупные торжества проводятся в «дни рождения» Земного пребывания Вишну или в дни Его побед над демонами.

Домашнее поклонение

В домашнем почитании Господь Вишну рассматривается как истинный хозяин дома, а члены семьи считаются Его временными жильцами. В крупных жилищах алтарь Шри Вишну занимает центральную часть дома, вокруг него располагаются жилые помещения, кухня и кладовые. Ежедневно для Вишну проводятся ритуалы, включая домашние пуджи.

Между Шри Вишну и Его преданными Вайшнавами существует несколько типов взаимоотношений. Это могут быть отношения между матерью и ребёнком, учителем и учеником, любимым и любящим, супругами, друзьями. Иногда эти отношения переплетаются. Обе стороны в отношениях неразрывно связаны. В доме устанавливается изображение или мурти Господа Вишну, соответствующее выбранному личному отношению. Рядом с Ним размещается супруга Лакшми, или Она помещается на грудь Вишну. Она участвует в отношениях между Господом Вишну и Вайшнавами как мать, которая обращается к отцу от имени Своих детей. Семейное мурти наследуется следующим поколением в семье или роде.

Помимо самостоятельного ежедневного служения, преданные Шри Вишну проводят дома специальную Сатья-Нараяна-махапуджу. В тот день в дом приглашается опытный брамин для проведения ритуала. Образ Вишну устанавливается на алтаре, украшенном цветами и листьями. В ходе пуджи Шри Вишну предлагаются подношения пищи и напитков, Туласи, а также воспеваются Его имена. Пуджа проводится супружескими парами и часто предназначена для обретения милости Бога или проводится в благодарность за Его благословение.

Отношения с Господом культивируются за счёт нескольких духовных практик. К наиболее популярным относятся шраванам, ванданам, харинама, смаранам, севанам.

Шраванам представляет собой слушание о Боге Божественных бесед, священных писаний о славе Господа Вишну, рассказов о Боге (прежде всего «Рамаяны» и «Бхагавата-пураны»). Популярны также лекции по «Бхагавадгите», которые описывают сущность Вайшнавизма. Считается, что шраванам отражает первую ступень преданности Богу.

Ванданам представляет собой молитвенное простирание, приветственное преклонение перед Господом или Его изображением. Оно символизирует смиренный отказ от собственного эго. Шри Вишну предлагаются в виде условной жертвы пять органов чувств и пять органов действия. В простой форме ванданам выражается в приветственной намаскаре (поклоне), где ладони сложены вместе.

Харинама представляет собой воспевание имён или хвалы Господу. В храмах Вайшнавы собираются вместе и поют священные песнопения, бхаджаны и киртаны, в которых описываются качества и атрибуты Шри Вишну, Его подвиги и проявления Его милости. Песнопения могут быть на санскрите (например, поэма Бхаттатири под названием «Нараяниям») или на местном индийском языке (гимны святых альваров на тамильском).

Смаранам представляет собой неустанное памятование Шри Вишну и повторение Его имени. Как правило, повторяют определённое число оборотов на мале (чётки) или 108 имён (джапа). К смаранам относят повторение мула мантры «Ом Маха Вишнуве намаха». Приветствуя друг друга, Вайшнавы памятуют Бога: «Джай Шри Маха Вишну!» Эти приветствия делают Шри Вишну неотъемлемой частью жизни Вайшнавов, они сохраняют сосредоточение ума на Божественном образе.

Севанам, или сева, представляет собой служение Богу напрямую или опосредованно, Его преданным. Служение осуществляется нуждающимся людям, как словно оно предназначалось для Самого Шри Вишну. Исполняющий служение называется «севадал». Сева также проводится по отношению к Мурти. Образ Господа Вишну пробуждается от сна, омывается, умащивается маслом, украшается цветами, одеждой и ювелирными изделиями, ему предлагается специально приготовленная пища, а также напитки, песни и танцы. Личное служение мурти Господа Вишну формирует любящее отношение к индивидуальности Бога.

Праздники

В Вайшнавизме отмечается большое число праздников. Большую популярность имеют праздники местных храмов, которые привлекают миллионы посетителей в места паломничества, например, «ратха-ятра» в честь Джаганнатхи. Праздники связаны с сюжетами из писаний, а также с древними земледельческими действиями. Они представляют собой фестивали и включают шествия, храмовые действия, песнопения, театральные представления и танцы. Время проведения праздников определяется преимущественно по лунному календарю.

Наиболее известными праздниками являются Холи, Кришна-джаянти, Дивали и Понгал. Холи отмечают в феврале или марте в течение трёх дней в честь сына Шри Вишну, Бога любви Модана. Это день весны или фестиваль красок, традиционно в этот праздник чучело противницы Прахлады, демоницы Холики, сжигают на праздничном костре. Это праздник любви, радости и цветов. На Холи празднующие обсыпают друг друга разноцветными порошками и поливают окрашенной водой. Кришна-джаянти, или Кришна-джанмаштами, проводится в день рождения Кришны в июле — августе. По преданию, Кришна родился в тюрьме Матхуры, где были заточены Его родители. Кришна-джаянти отмечается как национальный праздник в Индии. Почитается образ Бала-Кришны, читается «Бхагавата-пурана». Дивали (праздник огней) отмечается в день новолуния в течение пяти дней в октябре — начале ноября. В одних штатах Индии его связывают с восшествием на престол Айодхьи Рамы, в других — с супругой Шри Вишну, Лакшми. Праздник знаменует окончание сезона дождей и начало зимы. Символом праздника является огонь, поэтому в домах зажигают разноцветные огни и глиняные лампы, а на улице устраивают фейерверки. Понгал («рис, сваренный в горшках») отмечается на юге Индии. Праздник посвящен сбору урожая и длится три дня в середине января.

Ежегодные фестивали проводятся в память о свершениях Шри Вишну и его деяниях на земле:
Чатурмасья. Каждая треть года: в начале времени года (весна, сезон дождей и осень). В дни праздника соблюдают пост, купаются в священных реках и принимают участие в многолюдных ритуалах
Туласи-вивах. Конец сезона дождей и начало свадебного сезона. Церемониальная свадьба Туласи с шалаграмом, мурти Шри Вишну.
Картика-пурнима или Дева-дивали. День пурнима (полнолуние) или пятнадцатый лунный день месяца картика (ноябрь — декабрь). После свадьбы Туласи Господь спустился на Землю в форме Вишну, превращённого в рыбу (Матсью). Молитвы и религиозные ритуалы, включая пуджу в честь Шри Вишну и Харихары (наполовину Вишну наполовину Шива).
Датта-джаянти. День полнолуния месяца маргаширша (аграхаяна) в соответствии с индийским календарём (декабрь — январь). День рождения Даттатрейи (Датты), объединяющего троицу Брахма-Вишну-Шива. Поклонение Даттатрейе как Божественному учителю.
Макара-санкранти. День зимнего солнцестояния. Праздник урожая, омовение в священных реках, поклонение Сурья-Нараяне, предложение Вишну первых плодов нового урожая.
Рамнавами. Девятый день фестиваля Наваратри. День явления Рамы, годовщина свадьбы Рамы и Ситы. Чтение «Рамаяны», пение во славу Рамы, Ситы и Ханумана, пуджа, пост и омовение в реке Сараю.
Акшая-тритья. Третий день вайшакхи (апрель — май). День рождения аватары Парашурамы. Молитвы, покупка дорогих вещей, раздача сока сахарного тростника и праздничных продуктов.
Нагапанчами. Пятый день после амавасьи месяца шравана (июль — август) . День победы Кришны над змеем Калией. Также день Ананта-Шеши: поклонение живым змеям или их изображениям (предложение молока).
Нарали-пурнима. Ночь полнолуния месяца шравана (июль — август). Начало промыслового сезона в море. Благодарность Варуне за то, что он создал мост, позволивший Раме добраться до острова Ланка. День рождения Баларамы, старшего брата Кришны.
Виджаядашами или Дашара. Десятый день светлой половины месяца ашвина Победа добра (Рамы) над злом (Равана), также победа Шакти над демоном Махишасурой. Театральные постановки, чтение «Рамаяны», сжигание чучела Раваны.

Священные дни Шри Вишну — экадаши

В день экадаши (одиннадцатый лунный день месяца) Вайшнавы поют имя Вишну, посещают храмы, купаются в святых водах, выполняют ритуалы и совершают добрые дела. Этот день связан с Йога-майей.

Йога-майя является Божественной силой Маха Вишну, Его энергией, воплощённой в женской форме. По легенде, когда Шри Вишну возлежал на Ади-Шеше, демон по имени Мука вызвал опустошение в космосе. Не желая нарушить блаженство Бога, Йога-майя вышла из тела Шри Вишну и убила демона в день экадаши.

Довольный восстановлением порядка, Шри Вишну превратил Йога-майю в Богиню Экадаши-титхи и объявил, что тот, кто будет поклоняться Ему в день экадаши, заслужит Божественную милость.

Тилака

Последователи Вайшнавизма наносят особый знак на лбу, называемый «тилака», с целью показать, что они являются преданными Господу Вишну. Вайшнавы носят эту тилаку, чтобы в их сознании пребывал только Шри Вишну со Своей вечной Супругой. Это означает также, что Господа носят на своей голове как Повелителя. Нанесение тилаки выступает как ежедневное действие или производится в особых случаях (при посещении храма или выполнении ритуала). Вайшнавская тилака состоит из двух вертикальных линий, соединяющихся внизу в форме буквы «U». Они символизируют стопы Вишну. По центру находится вертикальная красная линия с точкой или без неё, которая символизирует Лакшми.

Храмы и места паломничества

Древние свидетельства происхождения Вайшнавизма

Вайшнавские храмы уже существовали к I веку до н. э. Наиболее значимыми тому доказательствами являются надписи, найденные среди руин храмов Господа.

Нанегхат, II—I века до н. э.

Пещерный храм на одноимённом горном перевале в Западных Гатах возле Джуннара в районе Пуны штата Махараштра. Надписи на каменных стенах отнесены к древнейшим историческим объектам, которые свидетельствуют о том, что Шри Вишну связан с ведами.

Колонна Гелиодора, 113 год до н. э.

Каменная колонна возле несохранившегося храма Маха Вишну. Надписи на колонне свидетельствуют об обращении греческого посланника в Вайшнавизм .

Надписи из Хатибада и Госанди, II—I века до н. э.

Фрагменты древних индийских надписей на каменных плитах, найденных возле деревни Нагари. Доказательства существования Вайшнавизма уже в I веке до н. э.

Храмовая пещера на горе Шушуния, II век н. э.

Древнейший археологический и религиозный объект в Западной Бенгалии, посвящённый Шри Вишну. В храмовой пещере найдено первое настенное Вайшнавское изображение (Сударшаны-чакры) в Бенгалии, что свидетельствует о распространении Вайшнавизма в Западной Индии.

Священные города паломничества

Для обретения освобождения, или мокши, Вайшнавам рекомендуется совершать паломничества в «сапта-мокша-пури» — семь священных городов. К ним относятся:
Айодхья, родина аватары Рамы;
Матхура, где родился Кришна;
Удджайн, где Кришна учил священные писания с мудрецом Сандипани;
Дварака, где Кришна правил вместе с супругой Рукмини;
Харидвар, Варанаси и Гая, где находятся следы священных стоп Вишну (Вишнупада).

108 храмов

Вайшнавы в течение жизни должны посетить 108 дивьядешам, святых мест и храмов, воспетых поэтами-альварами. 108 дивьядешам обязательны для посещения последователями Вайшнавизма. 105 храмов расположено в Индии, 2 — в Непале (Муктинатх и Будханилакантха), и один является непосредтвенно Сам Шри Вишну в духовном мире. К последним относятся «Парама-падам» (святые стопы Бога).
Среди дивьядешам выделяются несколько наиболее популярных, куда ежегодно стекаются сотни тысяч паломников не только из Индии, но и из других стран.

Храм Венкатешвары в Тирумале — Тирумала, Андхра-Прадеш
Храм Ранганатхи в Шрирангаме — Шрирангам, Тамилнад
Храм Муктинатх — Муктинатх, Непал
Храм Бадринатха — Бадринатх, Уттаракханд
Храм места рождения Рамы — Айодхья
Храм Кешава Дев — Матхура, Уттар-Прадеш
Храм Дваракадиши — Дварка, Гуджарат
Храм Падманабхасвами — Тируванантапурам, Керала
Храм Шри Валлабхи — Тирувалла, Керала
Храм Гуруваюрраппан — Гурувайюр, Керала
Храм Ади Кешава — Тирувитарру,Тамил Наду

И множество других храмов…

Демография Вайшнавизма

Вайшнавизм является одним из ярчайших проявлений культуры и философии. Благодаря ему возможна социальная стратификация, культурная самоидентификация, формирование мировоззрения, менталитета и образцов поведения. Вайшнавизм определяет традиции, обряды и праздники, одним словом, образ жизни Вайшнавов, вплоть до выбора профессии, стиля одежды и общения, круга друзей и приготовления пищи.

Подавляющее большинство Вайшнавов проживают в Индии. Вайшнавизма придерживается 80% населения. По оценке Джонсон и Грим в 2010 году к Вайшнавам в Индии себя относят около 700 млн. человек. По оценкам Центра Беркли на Вайшнавов приходится около половины последователей в одной только Индии.

Общины Вайшнавов процветают в странах Южной Азии, прежде всего Индии, Непале, Шри-Ланке, Бангладеше и Бутане. Кроме того, крупные общины Вайшнавов сложились в Индонезии, Малайзии, Сингапуре, ОАЭ, Суринаме, ЮАР, на острове Маврикий, островах Фиджи и других государствах. Согласно обзору Pew Research Center, 53 % проживающих в США выходцев из Азии считает себя последователями Шри Вишну, в том числе 19 % отождествляют себя с Вайшнавами и поклонниками Шри Маха Вишну.