Вишну

Бог сказал: «Мир отдыхает, как лотос в моей ладони, космос вращается вокруг моего пальца, как диск. Я играю музыку жизни, с помощью моей раковины и владею булавой, чтобы защищать все существа».

В радости, воскликнул Ману: «Ты – Маха Вишну, возлюбленный благотворитель человечества! Ты существуешь, поэтому существование возможно. Ты вечен, поэтому жизнь является вечной».

Блаженство, наслаждение, цвета жизни, яркость красок, ощущение, что ты связан со всем миром, радость игры, безмятежность, милосердие Вселенной, центр всего сущего, вокруг кого вращается всё, разум, бесконечность, абсолют, чарующий и притягивающий, наполненный мистическим тёмно-синим цветом, который есть собрание всех цветов — видимых и невидимых, кому принадлежит наша душа, кто является магнитом для всех, всепроникающий, который пронизывает Собой всю Вселенную, кто находится в центре всего мироздания, покоящийся Сам в Себе, воплощение Сат Чит Ананды — бытия, сознания и блаженства, кто высший мистик, кто пребывает в состоянии абсолютного блаженства и экстаза, кто Сам осознаёт Себя, кто поддерживает и питает всё сущее — всё это Вишну.

Из других миров Он виден как нечто огромное, бесконечное, прекрасное, притягивающее, как великолепный абсолют, имеющее невероятную силу, что содержит в себе все чувства и краски бытия, нечто живое и настолько невероятное, что захватывает дух, вечно невероятное красивое и мощное — там всё собрано воедино — Вселенные, планеты, звёзды, всё сущее, кто присутствует во всех живых существах. Когда же мы приближаемся к этой притягательной мистерии, то видим Его на Вайкунтхе, где Он проявляется в Своей изначальной форме прекрасного юноши, который наслаждается бытием на прекрасной Шри Вайкунтхе и дарит это наслаждение всем, кто Его окружает. Игры там имеют Божественную природу, а жители имеют форму людей.

Из Божественных книг прошлого, таких как «Веды», «Бхагавата Пураны», «Вишну Пураны», «Рамаяна», «Бхагават Гита», «Падма Пураны» и пр. мы узнаём о Нём, как о великом воине, о хранителе всего человечества, о том, кто дарует чувство любви и блаженства, о романтичном юноше, о благородном принце, великом Гуру, о том, кто спас человечество во время Вселенских катаклизмов, и как о том, кто принёс людям смысл жизнь.

Имя «Вишну» переводится с санскрита как «всепроникающий». Он — Вездесущий Брахман, который находится во всём. И только именем «Вишну» можно описать эту великую реальность, этот абсолют, потому что Вишну как «всепроникающий», наиболее подходит для описания этого, тогда как остальные Его имена, а также имена других Божеств, являются описанием Его качеств и проявлением Его энергий для разрушения, созидания и пр… Только имя «Вишну» является самым Великим, потому что заключает в себе все качества, всех живых существ, всё мироздание.

Из «Ади Вишну пуран” мы узнаём, что Он — самый могущественный из всех Божеств, Он и есть Абсолют. Он и имеет форму, и не имеет её. Он тот, кто жизнь в наших телах и сияющий в центре нашей души. Он обладает самой притягательной формой. В Своих пришествиях как Кришна и Рама Он показал нам Свою красоту, сладость, любовь и блаженство. Вишну вечно юн, красив, Он лучший из наслаждающихся и умеет наслаждаться чувственными ощущениями, а также даёт такое умение всем Его преданным. Он играет на разных музыкальных инструментах. Он тот, из кого зародился танец, и кто танцует лучше всего на свете Свой космический танец жизни. От Него произошли все виды искусств, музыки, пения, и Он — изобретатель любовных отношений всех видов. Он — истинный пыл и страсть, при этом Он — великий йог и аскет. У Него самая мистическая речь, самое красивое тело и лицо. Даже Шри Лакшми, которая является самой красивой во всех мирах, очарована только красотой Шри Вишну. Он может победить любую проблему человека, уничтожить любого демона. Он управляет Шивой и Брахмой. Он Господь любого живого существа. Нет выше Вишну никого. Он — предел желаний человека. Он — повелитель всех вкусов любви. Он опьяняет Своими поцелуями и объятиями. От Его улыбки все миры погружаются в глубокий экстаз и тонут в нём не одну тысячу лет.  Вишну танцует даже на Земле танец раса с юными девушками Враджа, Он также танцует его с вечно юными обитателями Вайкунтхи. Он тот экстаз, который люди искали вечно. Он — обладатель всего могущества, всех сил, всех достоинств, а также качеств неискоренимого любящего, на которого медитируют все души, которые принадлежат Ему изначально. Шри Маха Вишну — самый прекрасный из всех Богов. Его имена, качества выделяют Его из всех существующих Божеств, известных на Земле. Господь Вишну, способный на все типы взаимоотношений с преданными Ему душами — от слуги и Господина до отношений двух возлюбленных.

“Никогда, ни на мгновение не теряйте возможность произнести имя Господа Вишну с преданностью и любовью, чтобы найти Его”. (Ригведа)

Синонимами имени «Вишну» являются: «Всепроникающий», «Всевышний», “Всеохватывающий». Вишну с любовью называют: Нараяна, Васудева, Рама, Хари, Кришна, Мадхава, Падманабха, Джанардана, Говинда, Венкатеша и т д. Он является хранителем Вселенной, имеет бесчисленное количество прекрасных имён, каждое из которых представляет собой отражение определённого Его качества.

Вишну проявляется во всех добрых делах, защите, милости, милосердии, процветании, здоровье, благости, гармонии, танце, песнях и во всём самом лучшем.

Мы знаем о Вишну из Вед, знание о Нём было распространено по всей Земле. Но только на территории Индии, Шри Ланки, Непала ,Тайланда, Бангладеша, Камбоджи и Бали сохранились знания о высочайшем Боге. Вся Земля поклонялась единому Вишну. В России и близлежащих районах — на Украине, в Болгарии, Белоруссии и Европе Его знали как Вышень. В «Велесовой Книге» или в болгарской «Веде славян» есть такое описание Бога: «Боже ле Вишну ле».

Великая мантра Господу звучит так: «Ом Маха Вишнуве намаха», что переводится как: «О Всевышний, я склоняюсь перед Тобой”.

Вишну всегда пребывает в Своей обители, которую Он создал для Своего блаженства («ананды») и блаженства всех, кто пребывает рядом с Ним. Для душ, которые ещё развиваются перед тем, как прийти в Его Божественную обитель, Он создаёт временные миры в Божественном небе Вайкунтхи, чтобы души, познав высшую реальность, могли снова прийти к Нему, пройдя цикл перевоплощений, рождения и смерти.

На Вайкунтхе Господь обитает вместе с нитья сурьями — вечно освобождёнными душами. Все они вечно наслаждаются рядом с Господом в Его прекрасной обители. Они являются Его вечными слугами или спутниками. Среди главных Нитья Сурьев — Боги и Богини, мудрецы, Вишваксена, Гаруда, Сударшана, Шанкха, Гада и другие. Все они частично покидают Вайкунтху и приходят в разные  миры, в том числе на Землю, по милости Самого Вишну, чтобы все мы узнали о Нём — о Высшем Боге, из которого всё происходит, и вернулись назад к Нему. Чакра, Раковина, Булава, Лотос и другие преданные Вишну снизошли с Вайкунтхи, чтобы показать людям чувства, которые они испытывают к Господу. Они стали называться Альварами, то есть те, кто всей душой погружены в Бога и самозабвенно любят Его. Они жили и путешествовали к святым местам, связанным с Вишну, они воспевали красоту, качества и любовь к Вишну:

«Тот, чья форма похожа на цветущую зелёную гору, чьи губы, как красные кораллы и глаза, как лотосы, Ачьюта, Божественный Ачьюта, есть ли кто-то подобный во всех мирах?! Тот, кто Величайший Правитель Высшего Царства, нет никого похожего на Тебя, нет никого, кто сильнее и прекраснее. Обнажи Свои лотосные стопы, о Господь Вишну — высший образ.»

На Земле частично отражается, словно тень, красота форм Божественного мира. Во всех мирах Бог проявлен как невидимый дух и люди ощущают Его как чувство жизни и блаженства внутри. Однако это же самое чувство — блаженство — на Вайкунтхе проявляется в форме. В мире сознания Вишну проявляет Свою прекрасную четырёхрукую форму, полную высшего совершенства и безупречной красоты.

Из «Ригведы» мы узнаём об отношении к Вишну Великих Богов, таких как Индра, который не мог справиться с хаосом без помощи Господа Вишну. Ведические гимны описывают, что все Боги и существа всегда смотрят в небо, где оставил Свой след Вишну, дабы приблизиться к Его истокам, показывая при этом, что Он — Высший Господь.

Через знания, люди получали представление о Великом Вишну, собирая их по крупицам. Строились храмы, посвящённые Маха Вишну, и все с любовью поклонялись Ему. Вся Бхарата (Индия и близкие территории) была охвачена поклонением Вишну.

В мире такое множество религий, люди поклоняются множеству Богов! Но для нас,  Вайшнавов (“отдавших сердца Вишну), Господь Вишну рядом со Своей супругой Лакшми – изначальный Правитель.

Люди искали сочувствующего Бога, Бога, который разрешил бы их проблемы, Бога, наделяющего изобилием и не требующего ничего взамен. И они нашли такого Бога. Его форму видели в природе, в синем небе, в чёрной земле. Некоторые называли Его Бхагаван – хранитель общинного изобилия, другие называли Его Нараяна – спаситель человечества. Когда Он открывал глаза, зарождался день; Он улыбался – и шёл дождь. Они видели в Нём пастуха, фермера, воина, возлюбленного, который щедро предлагает всё, что имеет. Он был единственной Божественной сущностью – Экантикой, вмещающей весь космос в себе. Это был Вишну, всепроникающий своей любовью во всё, Господь. Они поклонились Ему как ведическому Пуруше, из чьего тела был создан весь космос и всё человечество.

Всё это привело к расцвету Вайшнавизма, основанного на не насилии, преданности и почитании Божественного. Вишну стал исключительным проявлением Божественности: могущественнее дэвов и асуров, Мать-Богиня Шри-Лакшми, даровательница богатства и удачи, почитаемая как Богами, так и демонами, стала обожаемой супругой Вишну, Его Шакти. Её присутствие сделало Его великолепным, как никогда. Вишну предлагал людям защиту, Она же благоприятствовала развитию. Вместе Они стали Божественной основой человеческого общества.

Упанишады и Веданты сутры одни из самых древнейших источников рассказывают, что изначально вся Вселенная возникла из Вишну и была создана Вишну. В «Бхагавата-пурана» говорится: «Именно я был вначале. Затем я — это то, что есть; и то, что должно остаться, — это я». В “Ведах” мы встречаем, что Шри Вишну  – Параматма (Сверхдуша), что все, кроме Него, включая Богов Брахму, Шиву, Индру и пр., есть простые души. Будучи рождёнными вайшнавами или, иначе говоря, бхактами Вишну, мы не испытываем необходимости поклоняться другим Богам. Мы связаны с Величайшим Господом как таковым. Без сомнения, все Боги являются, так или иначе, Его преданными бхактами, но только Вишну является Господом – Богом всех Богов. Вишну пребывает в сердце мироздания, и всё вращается вокруг Него.

Изначально Господь был чистым духом — Брахманом. И это Высшее Сознание, которое Само Себя осознаёт, сотворило Свою трансцендентную обитель Вайкунтху, а потом Своей мистической силой проявило и Себя в форме, а также иных Божеств — Господа Брахму, Шиву и пр., души, проявило Свою женскую ипостась в виде прекрасной Богини Лакшми. Наслаждаясь Своей игрой, забавляясь, Он сотворил Божественную природу Вайкунтхи — диковинные леса, разных существ, пейзажи, которые радовали глаз Бхагавана Шри Хари. Эти первичные образы возникли из Его разума. Он создал такую реальность бесконечной. Все существа, которых Он создал — Боги, существа, вечные души — стали радоваться пребыванию в Его райской обители и радовать Самого Господа.

Господь осознал Себя в форме человека. Она показалась Ему очень удобной. И хотя Он может быть бесформенным, Он всё же принял форму для игры. Форма Господа состоит из совершенной материи (“шудха сатвы” — чистая и совершенная), в то время как мы имеем тела такие, какие мы сами захотели для игры в жизнь. Бог по своей беспричинной милости подарил нам такие одеяния и впустил нас в материальный космос играть там до тех пор, пока у нас не возникнет желание вернуться назад к Нему из игры в Землю на Вайкунтху, где мы и были всегда, только в измерении материального мира.

Господь обладает самой сильной мистической силой, что позволяет миллионам Его последователей ощущать, что Он общается лично с каждым из них.

Вишну пребывает во всех живых существах и является их «антарьямином» (внутренним правителем). Вишну живёт в человеческих сердцах, является вечным и неизменным. Как внутренний правитель и вечный свидетель, Вишну сопровождает душу везде.

Вишну настолько милостивый, что может пребывать в образе мурти (изваяния) в нашем доме — такова Его милость. Он не будет тревожить вас движением, чтобы не напугать вас Своим могуществом — такова сила Господа.

Вишну в форме изваяния или изображения — это не просто художественный образ. Ему поклоняются, почитают и служат как физическому проявлению Самого Маха Вишну. Это есть непосредственно Сам Маха Вишну.

Знание о том, как выглядит Великий Господь пришло от древних мудрецов, которые жаждали увидеть силу, которая создала всё мироздание. Он молились много тысяч лет, и Господь явился им в Своей прекрасной, медитативной четырёхрукой форме. Это был ослепительной красоты юноша, который был одет в жёлтые одежды, цвет Его тела напоминал грозовое облако, на Нём блистали золотые украшения, а в центре груди восседала вечно юная, прекрасная Богиня Лакшми. В Своих четырёх руках Он держал Чакру, Раковину, Диск и цветок Лотоса, которые олицетворяли Его прекрасные Божественные качества, такие как любовь, нежность, красота, сила, всемогущество, сладость, защита, процветание, блаженство, вдохновение, милость. Он улыбался, и Его взгляд был полон очарования. Его образ выражал всю суть жизни. Он излучал абсолютное счастье. Он благословил мудрецов, раскрыв им истину, показав, кто является истинным Творцов Всего. Мудрецы были очарованы сокровищем формы прекрасного Господа и оставили этот образ в своих сердцах навсегда, передав его через писания: «О Прекрасный Господь, Ты — Всепроникающий и Всемогущий, Ты даришь Своё благословение и любовь. Ты — Спаситель всех существ, и Ты — Высшая Истина, к которой стремятся все. Ты даруешь победу и успех во всём, богатство и благоденствие. Ты — единственное Прибежище для всех душ. Ты даруешь милость и защиту. Ты явил Свою милость, открыв нам Себя. Ты — Маха Вишну, Великий Вишну и Высший Брахман. Мы простираемся перед тобой, о Вездесущий Господь.”

“Те, кому явила Себя Истина, сказывают, что Она безмятежна, вне добра и зла. Она везде (Брахман), во всём (Параматма), и Она — произвольная Личность (Бхагаван). Истина бесконечна, Она в сердцевине всякой вещи и заключена в Свой обособленный облик”. (Бхагавата-пурана, Книга 1, Глава 2, Tекст 11).

Вишну нисходил на Землю, чтобы быть ближе к людям, чтобы они имели возможность общаться с Ним как с другом, любимым, и показал, что с Ним возможны близкие отношения. Так Он приходил под именами Рама, Кришна, Венкатеша и др. Он защищал от несправедливости, зла, кровопролития. Он показал пример жизни на Вайкунтхе, чтобы указать нам путь назад к Нему. Он танцевал с юными прекрасными девушками, катался на лодке под луной, проводил забавные игры в благоуханных садах, любил и радовался жизни во всех её проявлениях. Он жил  красиво и нёс справедливость. Он играл на флейте и очаровывал этими звуками всех вокруг. Он защищал тех, кто был предан и любил Его. Так Он показал истинный путь на Шри Вайкунтху.

Его игры с Лакшми Деви послужили примером истинных любовных отношений. Будучи ребёнком Он и Сам насладился жизнью, и показал, как это делать всем окружающим. Он был Великим Учителем и показал, что когда душа посвящает и объединяет себя с Ним, это гарантирует абсолютное счастье, блаженство, процветание и успех.

«Ади Вишну Пураны» описывают самый первый приход Вишну на Землю. В них описываются любовные отношения Вишну и Лакшми, уникальная история о том, как Вишну принёс Вайкунтху на Землю и показал, как нужно жить, чтобы попасть в Его обитель.

“Он обитает во всех существах. Он является фундаментальной основой всего. Сам Он беспричинен. И Он беспричинная причина всего”. (Атхарва веды)

“Ты – начало всех начал, светозарный и непостижимый Господь.

О, господин, Ты – источник всех писаний. Ты – первопричина всего творения, жизненной силы, чувств, всех стихий и махат-таттвы. Ты – вечное время, истина (сатья) и праведность (рита). Ты – прибежище всех.

О, отец всех планет, мудрецам известно, что огонь – это Твои уста; поверхность Земли – Твои лотосные стопы; вечное время — Твои движения; стороны света – уши; а Варуна, повелитель вод, – Твой язык.

О, Господин, небо – это Твой пупок, воздух – Твоё дыхание, солнце – Твои глаза, а вода – Твоё семя. Ты – прибежище всех живых существ. Бог луны – Твой ум, а райские планеты – Твоя голова.

О, господин, Ты – олицетворение Вед. Океаны – это Твой живот, а горы – Твои кости. Целебные травы, лианы и растения – это Твои волосы, мантры – Твоё тело, а любовь преданных – само Твоё сердце.

О, Повелитель, Ты излучаешь яркое сияние. Ты — Высшая Истина, известная под именем Параматмы.

О, Владыка, все писания, содержащие множество стихов, исходят из Тебя, ибо их творцы создали их лишь после того, как Ты одарил их своим взглядом.

Даже великие Боги, подобные Господу Брахме, не могут понять Твоё положение, ибо Ты пребываешь за пределами всего движущегося и неподвижного в творении. Поскольку Ты непостижим, кто может вознести достойные Тебя молитвы? Это невозможно. Что же до нас, то все мы – твои творения и потому тоже неспособны воздать Тебе должное, но, так или иначе, в меру наших сил мы выражаем Тебе свои чувства.

Твоя истинная природа, о величайший из Повелителей, остаётся для нас загадкой. Мы видим лишь, что одно Твоё присутствие дарит каждому счастье и блаженство. Всё остальное в Твоих деяниях непостижимо. Это всё, что мы можем знать».  (Шримад Бхагаватам)

Имя Вишну на санскрите означает “всепроникающий”. Мудрец Вьяса, в «Нирукта» писал о Маха Вишну: «тот, кто проникает везде» и «тот, кто свободен от оков и ничем не связан». Только это имя способно передать качество Господа. Только Бог может быть везде и проникать во всё, охватывать всё. Высшая сила, которая всем управляет, на санскрите называется «Вишну». Если вы захотите найти этому действию слово на санскрите, то вы скажете “Вишну”. Ведь всё, что считается истиной это то, что эта сила проникает во всё и управляет всем. Когда преданный произносит мантру Господу и воспевает Его имя “Вишну”, это означает, что он прославляет чистую любовь. Потому что только любовь всепроникающа. Поэтому мы можем с уверенностью сказать, что Вишну — это любовь. Он — Господь в Его высшей и изначальной форме. Он — источник всех прочих Божественных форм и воплощений, Творец, Хранитель и Разрушитель Вселенной. Вся высшая реальность находиться в Первичной Душе, которая пронизывает собой весь мировой космос, присутствуя в каждом мире, и в каждой частице. Он – внутренняя причина, в силу которой всё существует.

Имя “Вишну” обладает мистической силой, потому что вмещает в себя все качества и всё могущество, всё, что возможно предположить и не предположить. Это таинственное имя как проявление тайны бесконечного Бога, оно представляет высочайшего Бога или саму истину, которая просвечивает сквозь блаженную темноту  внутри нас.

Всё мироздание творится, поддерживается и уничтожается Вишну. Но Сам Он при этом, бездействуя, пребывает в вечном блаженстве.

Вишну есть Према Сварупа (форма любви). Это Према Сат Чит Ананда сварупа, т.е. форма любви, бытия, сознания и блаженства. Только любовь может быть всепроникающей. Поэтому Вишну является духом любви, пронизывающим всё творение. Господь затмевает даже любовь, и мы видим за этим единство всех существ и их отношений с высшей силой (Вишну).

Вишну является источником жизни. Он отождествляется с миром мечты. И итог всему — вечная жизнь нас, играющих в прекрасной реальности Шри Вайкунтхи.

Вишну проявляется во всех добрых делах, защите, милости, милосердии, процветании, здоровье, благости, гармонии, танце, песнях и во всём самом лучшем.

“Человека, который оставляет объекты наслаждения ради того, чтобы доставить удовольствие Верховному Господу Шри Вишну, ожидает вечное счастье на Шри Вишну Локе” (Стих из “Шри Падма Пураны”). Яма, царь мёртвых, в тех же Пуранах, произносит такие слова: “Я господин всех людей, кроме вайшнавов.”

Шри Вишну — вечно юный принц Вайкунтхи, имеющий четыре руки, в которых Он держит раковину, булаву, диск и цветок лотоса. Его смуглое тело имеет цвет, напоминающий грозовое облако, а глаза имеют форму лепестков лотоса. Его изначальной энергией (Шакти) является Бхагавати Лакшми. Она настолько прекрасна, что ни одна Богиня не сравнится с Ней в Её очаровании. Она выглядит, как океан расплавленного золота, при этом Она — проявленное воплощение молодости и мистической красоты. Она самая красивая из всех девушек и женщин во всех мирах. Нигде Ей нет равных в красоте. Она ослепляет Своей красотой. Она настолько остроумна и игрива, что ум приходит в замешательство от общения с Ней. Её любовь к Шри Вишну бесконечна. Она юный расцвет, Она — вечная весна, любящая тонкая девушка, вечно влюблённая в Шри Вишну. Она — Его Шакти, заставляющая танцевать. На Земле Её знают как Богиню процветания. Но на Вайкунтхе Она не только мать всего сущего, Она ещё и юная Вайкунтха Камини, воплощение радости и юности, свежести цветов и игривости. Шри Вишну и Шри Лакшми на Вайкунтхе предстают не только как отец и мать, а проявляют ощущение весенних чувств любви в юном возрасте. Сложно представить Вишну и Лакшми в таком образе. Но именно находясь в центре сада наивысшего наслаждения, Они — двое прекрасных юных любовников, передающих Свои совершенные любовные состояния всему вокруг. Вишну там само воплощение юности и блаженства, а Лакшми сама свежесть цветов. Вишну на Вайкунтхе — воплощение всех видов блаженств и любви. Он — лучший среди всех Богов любви.

«О, Великий Господь Вишну! Твоё лицо, озарённое ласковой улыбкой, неизменно прекрасно. Цвета синего неба, тёмный, как дождевые облака, облачённый в ярко-жёлтые одежды, Ты есть воплощение красоты. Преданным, которые видят Тебя, кажется, что Ты никогда не бываешь недовольным. Твои глаза, прекрасные брови, точёный нос и высокий лоб поражают своей красотой. Поистине, ни один Бог не может соперничать с Тобой в красоте. Твоё тело никогда не стареет. Все конечности и чaсти тела Твои безукоризненны по форме и не имеют изъянов. Твои розовые губы и глаза цветом напоминают восходящее Солнце. Ты всегда готов прийти на помощь предавшейся Тебе душе; и любой, кому посчастливилось увидеть Тебя, испытывает ни с чем несравнимое удовлетворение.

Знaк Шривaтсы на Твоей груди отмечaет место, нa котором восседaет прекрасная Лакшми, порошок кумкум с Её грудей, украшают Твою очаровательную грудь. О, Господь, являющийся личностью, Ты носишь гирлянды из цветов и имеешь четыре руки. В Своих четырёх рукaх Ты держишь рaковину, диск, пaлицу и лотос. Твоё тело, о Верховный Господь, украшено драгоценностями и одеждами из жёлтого шёлка. Ты носишь шлем, усыпанный дрaгоценными кaмнями, ожерелья и брaслеты, нa шее у Тебя дрaгоценный кaмень Кaустубхи. Нa поясе, которым перетянутa твоя тaлия, о Господь, висят золотые колокольчики, и точно тaкие же колокольчики укрaшaют Твои лотосные стопы. Твоя внешность обладает такой притягательной силой, что от Тебя невозможно оторвать глаз. Ты всегдa умиротворен, спокоен и безмятежен, и облик Твой достaвляет нaслaждение глaзaм и уму. Истинные йоги медитируют нa Твой трaнсцендентный обрaз. Они видят Тебя стоящим нa лотосе их сердец, и от ногтей нa Твоих лотосных стопaх, которые подобны дрaгоценным кaмням, исходит яркое сияние.»

«Он обладает совершенной физической красотой и доблестью. Он вечно юн, красноречив и крепко сложен. Он умеет получать чувственные наслаждения. Он — Владыка всех искусств и наук .Он мастер во всём и от Него возникли все искусства, танец, наука и все знание”.

Мистики изображают Господа возлежащим на космической змее вечности Ади-Шеше или сидящим на золотом троне, украшенным всеми признаками королевского достоинства – драгоценными камнями и золотой короной.

Множество знаков царского достоинства на Господе показывают, что в хаосе творения и разрушения к

Маха Вишну  стекаются все существа, испуганные происходящим. А Господь Вишну сохраняет порядок и вновь восстанавливает разрушенное.

В Ведах Шри Вишну описывают как юношу высокого роста, широко ступающего. Махабхарата говорит о Нём как о том, «чьё тело невозможно описать», Он представлен досягающим неба, с тысячью головами, руками и глазами, без начала, середины и конца, вмещающим в себе бесконечное множество разных тел и форм. Эту форму называют Вишварупой или Ишварой. Все Боги и твари, все мудрецы древности и все герои, небесные драконы и даже сам Брахма совмещены в необъятном, неизмеримом теле Вишну. Хотя Шри Вишну и выглядит просто как прекрасный юноша, Он показывает Свою бесконечную ипостась как управитель миров и имеющий тысячи рук ног и голов. Но на Вайкунтхе и во время Его нисхождений на Землю, Он такой же, как очаровательный юноша, с очаровательной улыбкой на лице и игривым характером.

Махабхарата повествует, что кожа Вишну приобретает разный цвет в зависимости от Юги. В век Сатьи у Господа тело белого цвета, Он является как Хамса (лебедь). В век Трета у Него тело красного цвета, Его имя Ягья. В Двапара югу Он является как Кришна в теле чёрного цвета. А на самой Вайкунтхе у Него прекрасная кожа цвета  грозовых облаков, красоту которой не выразить словами. Его кожа тёмно-синего цвета олицетворяет безвременность и бесконечность природы Бога. На Шри Вайкунтхе Он, хоть и является вместилищем всех Богов и существ, выглядит как прекрасный юноша с несравненной красотой.

Господа Вишну изображают как самого приятного и прекрасного из верховных существ с прекрасными длинными руками, достигающими колен, что является признаком Парама Пуруши (Верховного Владыки), очаровательной шеей, высоким лбом и сияющей чистой улыбкой. В ушах – сверкающие акулоподобные серьги (макара-кундала). Его грудь – обитель Шриватсы, Богини счастья Лакшми. Шею Господа украшает ожерелье, куда включены вайджайянти-мала и ванамала (гирлянда из лесных цветов), свисающая до колен. Ножные колокольчики украшают Его лодыжки; драгоценный камень Каустубха, который есть все первоэлементы – Его широкую грудь; переливающаяся  корона (кирита-мукута) – Его голову; золотой пояс – Его тонкую талию; а бесценные браслеты – Его запястья. Все изумительные черты Высшей Души, особенно Его милостивый взгляд, пленяют сердце.

«Мир возлежит в моей ладони, подобно лотосу, Космос вращается вокруг моего пальца, подобно диску. Я выдыхаю музыку жизни через мою раковину и владею жезлом, символом власти, чтобы защищать все существа».

Как невозможно сосчитать в природе драгоценные камни, так неисчислимы и атрибуты Шри Вишну. Все атрибуты Маха Вишну — это проявленные Его качеств.

Грудь Господа украшает великолепный камень Каустубха. Его имя означает «сокровище океана», оно отражает происхождение этого камня. Каустубха родился в результате пахтания молочного океана как драгоценное сокровище. Он притягивает к себе своим великолепием. Души, привлекавшиеся красотой этой драгоценности, постепенно раскрывают свой взор и понимают, кто является его обладателем — Сокровище сокровищ — неотразимый Маха Вишну. Они понимают, что это самая большая удача, которая только могла произойти с ними.

“Это форма сознания, известная как драгоценный камень Каустубха”. (Гопалатапани-упанишада, текст 54)

“Великолепный Хари носит чистую душу мира, безупречную и свободную от отрицательных качеств, известную как драгоценный камень Каустубха”. (Вишну-пурана, 1; 22; 67)

“На Своей груди нерождённый Господь носит олицетворяющий чистоту души камень Каустубха”. (Шримад Бхагаватам, Песнь 12, Глава 11, Текст 10)

Шриватса переводится как «Любимый Шри». Это золотой завиток волос на груди Шри Вишну. Он олицетворяет Возлюбленную Господа — сияющую великолепием, Богиню Шри Лакшми, которая всегда пребывает в сердце Своего возлюбленного Супруга — Шри Вишну.

“На Его груди знак Шриватса — завиток  волос”. (Шримад Бхагаватам, Песнь 3, Глава 28, Текст 14)

Гирлянду, которая украшает Бхагавана называют «Виджаянти». Это великолепная благоухающая гирлянда из лесных цветов. Она источает такой очаровывающий аромат, что притягивает к себе всех вокруг. Это любовь всех преданных Шри Вишну, которую Господь с радостью носит на шее каждый день.

“На Его шее гирлянда из лесных цветов”. (Шримад Бхагаватам, Песнь 10, Глава 35, Текст 24-25)

Господь облачён в одежды жёлтого цвета. Жёлтый цвет — цвет Солнца. Но даже оно меркнет в сравнении с сиянием неотразимого Маха Вишну. Он ослепителен словно тысячи Солнц, которые светят одновременно, и от этого все жители Вайкунтхи приходят в неописуемый восторг.

“После этого, о царь, Сам предвечный Верховный Господь, облачённый в жёлтые одежды и держащий в Своих четырёх руках раковину, диск, булаву и цветок лотоса, предстал перед Адити”. (Шримад Бхагаватам, Песнь 8, Глава 17, Текст 4)

Браслеты на великолепных запястьях Шри Вишну — это воплощение четырёх целей человеческой жизни: дхармы (праведность), артхи (материальное благополучие), камы (удовлетворение желаний) и мокши (освобождение от круга рождений и смерти).

“Дхарма, артха, кама и мукти — роскошные браслеты, которые вечно украшают запястья Моей универсальной формы”. (Гопалатапани-упанишада, Текст 87)

Корона Маха Вишну Кирита-мукута показывает, что Он — Наивысший Повелитель всего мироздания.

В лотосоподобных руках Шри Вишну держит Булаву (Каумодаки), Диск (Сударшана), Раковину (шанкха) и цветок лотоса (падма). Это ни что иное, как могущество, власть над временем, и пространством, чистота и любовь. Маха Вишну также обладатель меча, лука и стрел. С помощью меча Господь охраняет жизни тех, кто предался Ему. Шри Вишну дарит нам Свою Божественную милость и разрушает иллюзии нашей жизни, даруя нам знание о Себе и о Его великолепной Вайкунтхе.

Лук Шри Вишну называется «Шаранга». С его помощью любая душа, влюблённая в Господа, может достичь освобождения, чтобы пребывать с Маха Вишну в вечности на Его Шри Вайкунтхе. Пранава (мантра) — это лук, Атма (душа) — стрела, а Шри Вишну — цель. Преданный повторяет имя Господа Вишну, пуская стрелы любви, достигая единения с Господом.

Шри Вишну — великий наслаждающийся на Вайкунтхе. Вся Она наполнена невероятной музыкой, которая услаждает Его слух. Там небесные музыканты нескончаемо играют для Него великолепные мелодии, а небесные танцовщицы радуют Его взор прекрасными танцами. Шри Вишну и Сам играет на флейте, которая называется Ади Бансури. Это превращённая сама Вайкунтха. Он играет на ней Свои сладостные мелодии, которые очаровывают всех, кто их слышит. Мы помним Его в пришествии Кришной, тогда Вишну играл на флейте в садах Вриндавана, превращая всё вокруг в Вайкунтху, в состояние любви и счастья. Маха Вишну также держит в руке белоснежную Раковину Панчанджанью, из который исходят незабываемые звуки музыки. Именно от Шри Вишну произошли все искусства — музыка, танцы, пение, Он — великий Создатель всех видов творчества. Всё, что когда-либо было создано на Земле, это всего лишь тень того, что происходит на Шри Вайкунтхе.

Самыми любимыми деревьями Шри Вишну являются: баньян, дерево бодхи и ашваттха. В их тени Маха Вишну отдыхал и вёл беседы как мудрец Капила, просветленный Будда, повелитель йоги Даттатрея и мудрец Нарада. На листьях баньяна Шри Вишну возлежит в бесконечном океане блаженства. Это земное видение Шри Вайкунтхи, и состояние блаженства в вечном мире счастья Господа.

Лотос — это особенный цветок для Шри Вишну. В руке Господь Вишну держит прекрасный лотос, Его трон — лотос. А Самого Господа сравнивают по красоте именно с цветком лотоса — Его чарующие глаза, прекрасные стопы. Лотос — воплощение красоты и чистоты, именно поэтому Шри Вишну можно сравнить именно с ним.Господь протягивает нам Свою любовь в виде лотоса и ждёт нас, чтобы даровать нам абсолютное счастье и заключить в Свои объятья.

Господь — это сладость жизни, это Его состояние. Это проявляется в виде сахарного тростника в одной из рук Маха Вишну.

Любимым растением Шри Вишну является дерево Туласи. Сама Шри Лакшми приняла форму этого деревца, чтобы Своей красотой и тонкостью показать всем людям, как Она тянется к Господу, чтобы они также полюбили Его и с преданностью тянулись к Нему. Люди учатся такой любви и преданности и протягивают Господу гирлянду из листьев Туласи, которую он с любовью принимает и соединяет нас с Собой.

Высшая обитель (Парампада) Шри Лакшми и Шри Вишну является Вайкунтха, где проявлены прекрасные дворцы, леса, сады наивысшего наслаждения, озёра и реки. Центр же этой высшей обители — сад наивысшего наслаждения, в котором Шри Вишну и Шри Лакшми сидят на прекрасном лотосе, меняющем свой цвет в зависимости от настроения возлюбленных.

Для нас, Вайшнавов, наивысшим местом служит Вайкунтха, где можно наслаждаться общением с Господом Вишну, слушать, как Он поёт, играет, танцует и делать это вместе с Ним, наслаждаясь медовой Шри Вайкунтхой. Здесь преобладают сладостные и близкие, подобные человеческим, игры Бога. Только в такой атмосфере любовь способна достичь своего пика. “Я не испытываю радости от любви, разбавленной осознанием моей айшварьи (великолепия, могущества), поэтому проявляю айшварью только для людей, играющих в Землю. Но когда преданная душа снимает пелену майи (иллюзии) и начинает видеть, что она на Вайкунтхе, то я предстаю перед ней в Своём образе принца любви и готов наслаждаться играми с преданными и наслаждаться такой игрой вместе,” —  так говорит Шри Вишну. Он выражает на Вайкунтхе настроение Модана Мохана (Бога любви).

На Вайкунтхе Господа видят всем одновременно. Его трансцендентный образ, Его игры, любовь и дружба — всё переплетается. Он и близкий друг, и любимый.

Вся атмосфера Вайкунтхи пропитана нектаром любви к Шри Вишну. Маха Вишну дарует такое удовлетворение всем, что не возникает вопроса, как к Нему относиться. Там Он и главный супруг души, и близкий друг, и самый родной, и выражение забавы юности и детства, а кому необходимо, и отец. Он разнообразен, при этом может не менять формы. Его прекрасная форма (сварупа) выражает все качества. Жители Вайкунтхи считают, что с Вишну невозможны отношения субординации и почтительности. С Ним возможны только дружба и любовь. Те, кто поклоняются Шри Вишну в настроении жителей Вайкунтхи, достигнут этого Господа чувств и поймут, что Он — неразбавленная сладость и любовь.

Шри Вишну — это единое целое (амшин), а живые существа (дживы) и материальная природа (пракрити) — Его части (амша). Мы вечно пребываем рядом с Господом на Вайкунтхе и никогда не покидали этого места. Но Господь, ради Своей забавы и забавы душ, вводит нас в состояние лилы (игры), когда кажется, что души находятся где-то в другом месте, а не на Вайкунтхе. Время от времени Господь входит в суть игры, чтобы менять её законы или освободить душу, которая захотела играть в майю. В какой-то момент душа просыпается и оказывается рядом с Господом на Вайкунтхе, в своём собственном изначальном доме.

Основным Священным Писанием Вайшнавизма является «Ади Вишну Пураны». Это воплощённые Веды в самом лучшем варианте.

Все Божества — это  суть проявления Шри Вишну. Они существуют отдельно от Маха Вишну — такова Его милость. Хотя все они являются всего лишь Его качествами, проявленными в форме. Господь Шива, например, — это сознание Шри Вишну, проявленное в форме в тот момент, когда Шри Вишну хочет что-то изменить на Вайкунтхе в Своих лилах, материальных играх, Вселенных.

Земли как таковой не существует. Существует одна Вайкунтха. И Вишну, используя силу майи, создаёт Свою Божественную игру для Своего развлечения и развлечения душ, которых Он проявляет из Себя. В такой игре-лиле Он иногда участвует самолично, когда хочет проявить и показать всю красоту и блаженство несравненной Вайкунтха локи, как например, нисходя лично как Рама, Кришна или  Венкатарамана.

Шри Вишну проявлялся неоднократно и там где Его не знали. Он может проявляться через людей, события, предметы и в целом через всю Вселенную. Шри Вишну превращался не единожды в образы как людей, так и животных и снисходил в этих обликах с Вайкунтхи, помогая существам и проявляя Свою милость и сострадание к людям. Он принимал облики Матсьи, Курмы, Варахи, Нарасимхи, Ваманы, Парашурамы и пр.

Основная мантра «Риг-веды» прославляет Вишну, уподобляя Его солнцу: “Ом̇ тад виш̣н̣ох̣ парамам̇ падам̇, сада̄ паш́йанти сурайах̣, дивива̄ чакш̣ур-а̄татам” — «Я медитирую на Вишну, высшее прибежище, который всегда взирает на нас, подобно всевидящему солнцу над нашими головами» (1.22.20).
В молитве «Вишну-сахасра-нама», входящей в состав «Махабхараты» («Шанти-парва»), в «Тайттирия-самхите» (5.5.1) «Яджур-веды» провозглашается, что Вишну является Парам-брахмой — «высшей духовной реальностью». В «Нараяна-атхарва-шира-упанишаде» (1,2) сказано: “На̄ра̄йан̣а̄д эва самутпадйанте на̄ра̄йан̣а̄т правартанте на̄ра̄йан̣е пралӣйанте атха нитйо на̄ра̄йан̣ах̣ на̄ра̄йан̣а эведам̇ сарвам̇ йад бхӯтам̇ йач ча бхавйам  ш̄уддхо дева эко на̄ра̄йан̣о на двитӣйо ’сти каш́чит” — «Из Нараяны все возникает, Нараяной поддерживается и в Нараяне находит свой конец. Таким образом, Нараяна вечен. Всё, что существует ныне и возникнет в будущем, — суть Нараяна, чистейшее Божество. Есть только Нараяна, и нет ничего, помимо Него».
В «Шримад-Бхагаватам» (11.3.34,35) царь Ними вопрошает мудреца Пиппалаяну: «О лучший из брахманов, поведай нам о положении Нараяны, которого называют также Брахманом и Параматмой». И получает следующий ответ: «О царь, познай того, кто не сотворён, но творит, хранит и разрушает Вселенные. Он пребывает в трёх состояниях сознания: в бодрствовании, дреме и глубоком сне, а также за их пределами. Он вселяет жизнь в тело, чувства, дыхание и сердце, и потому они приходят в движение. Знай же, что Он — Всевышний».
Прославлению Господа Вишну посвящена поэма «Нараяния» («Махабхарата», книга 12 «Шантипарва», «Мокшадхарма»). К служению Ему призывают Пураны в гуне благости, такие как «Вишну-пурана» и «Падма-пурана».

Шри  Вишну это Кришна, герой «Махабхараты»,  и Рама, великий герой  «Рамаяны». Шри Вишну называют  Маха Вишну, или «Великий Вишну», показывая, что Он — Высший Господь и хранитель Вселенной, спускающийся на Землю ради людей и помощи Земле.

Шри Вишну высший Господь, и это видно из Его качеств «всюду проникающий и всемогущий», несущий поток благословения, теплоту и энергию. Шри Вишну покрывал тремя шагами Вселенную, и проявлял Себя как тот, без которого невозможно существование. Маха Вишну спасает человечество, избавляет его от страхов и горя и становится прибежищем, Высшим существом, к которому все стремятся. От Него зависит плодородие и процветание, победа и успех, богатство и благоденствие. Все Его поступки привлекли к Нему бесконечное количество людей и существ. Он показал, что Он — самое Высшее существо.

В Его снисхождении на Землю проявились все необходимые для жизни качества. Господь готов жертвовать Собой и спускаться со Шри Вайкунтхи на Землю, чтобы спасать и защищать, помогать и служить. Многие качества Вишну, хотя и остаются за пределами человеческого понимания, описаны ранними вайшнавами, альварами, с вдохновением и любовью.

«Его образ и вера захватили сердца и умы миллионов, привели Его последователей к пониманию, что Он — Солнце и ежедневная пища, что от Него зависит плодородие, Он кормит, Он защищает и управляет Вселенной, Он учит… и когда человеческая душа посвящает и объединяет себя с Высшим Существом, это гарантирует благоденствие, успех, богатство и праведность».

“Всякий раз, когда в этом мире наступает дхармы упадок, когда нагло порок торжествует, Я себя порождаю, Арджуна. Появляюсь Я в каждой юге, чтоб восстановить погибшую дхарму, чтобы вновь заступиться за добрых, чтобы вновь покарать злодеев”. (Бхагавадгита)

Вишну — единственный, кто дарует мокшу (освобождение). И те, кто достиг Его, получают освобождение от цикла рождений и смертей и достигают Вайкунтхи (обители Господа), живя там счастливо вечно.

Поэтому цель человеческого рождения — любить Господа Вишну от всего сердца, объединиться с этой Высшей Душой, познать или осознать Создателя и проявить эту Божественность в каждом дне своей жизни. Высшая цель человеческого существования заключается в достижении мокши (спасения) через чистую любовь к Господу. Те, кто следует путём бхакти, достигают выхода из лилы Господа на Земле и проявления души уже дома — в высшей обители Шри Вишну.

Он — Неотразимый Творец, наш Возлюбленный, наша жизнь и смысл нашего существования, Он — тот, кто был, есть и будет рядом с нами всегда, а мы всегда будем у Его лотосных стоп, потому что то чувство любви и блаженство, которые исходит от Него, невозможно забыть, невозможно не тонуть в Его лотосных глазах при одном только взгляде на Него, невозможно не отдать Ему всех себя, чтобы навечно быть прикованными к Нему, невозможно оставаться вдали от Него, познав Его истину однажды. Пусть же Его лотосный взгляд упадёт на каждого из нас — обожающих Его, чтобы Он навсегда благословил нас пребыванием рядом с Ним на Своей Вайкунтха Локе, пусть каждый из нас познает эту безграничную любовь к Великолепному Маха Вишну, которая несравнима ни с одной другой, пусть каждый навсегда отдаст своё сердце Ему, тому, кто единственный его Повелитель!!!

Вечная Слава Шри Маха Вишну!!!

Я славлю того, кто есть всё.
Властелина всего, бесконечного,
нерождённого, непостижимого, нераздельного,
Шри Вишну, мельчайшего из всего самого мелкого,
обширнейшего из всего самого обширного!
Он — тот, кто есть всё,
от кого возник этот мир;
Он — Бог всех Богов,
Он — высшее прибежище всех душ!
” (Вишну-пурана», кн. I, гл. IX, шлоки 39–41)